16 сентября 2019
В начале повести Артура Конан Дойля «Этюд в багровых тонах» рассказывается о том, как Шерлок Холмс и доктор Ватсон поселились на Бейкер–стрит.
Ватсон, военный хирург, тяжело раненный, да ещё и переболевший брюшным тифом в Афганистане, только что вернулся в Англию. Он искал в Лондоне комнату, которая оказалась бы по карману человеку, живущему на весьма скромную пенсию, назначенную ему «отечески–заботливым правительством» сроком на девять месяцев. Случайно встретив бывшего коллегу – фельдшера из городской больницы – Ватсон узнал о том, что в лаборатории при больнице занимается странными химическими опытами молодой человек, которому тоже нужно недорогое жильё.
— Знаете, я присмотрел одну квартирку на Бейкер–стрит, — сказал он, — которая нам с вами подойдёт во всех отношениях. Надеюсь, вы не против запаха крепкого табака?
— Я сам курю «корабельный», — ответил я.
— Ну и отлично. Я обычно держу дома химикалии и время от времени ставлю опыты. Это не будет вам мешать?
— Нисколько.
— Погодите–ка, какие же ещё у меня недостатки? Да, иногда на меня находит хандра, и я по целым дням не раскрываю рта. Не надо думать, что я на вас дуюсь. Просто не обращайте на меня внимания, и это скоро пройдёт. Ну, а вы в чём можете покаяться? Пока мы ещё не поселились вместе, хорошо бы узнать друг о друге самое худшее.
Меня рассмешил этот взаимный допрос.
— У меня есть щенок–бульдог, — сказал я, — и я не выношу никакого шума, потому что у меня расстроены нервы, я могу проваляться в постели полдня и вообще невероятно ленив. Когда я здоров, у меня появляется ещё ряд пороков, но сейчас эти самые главные.
— А игру на скрипке вы тоже считаете шумом? — с беспокойством спросил он.
— Смотря как играть, — ответил я. — Хорошая игра — это дар богов, плохая же…
— Ну, тогда всё в порядке, — весело рассмеялся он. — По–моему, можно считать, что дело улажено, если только вам понравятся комнаты.
Холмс проявил свою знаменитую проницательность, решив заранее предупредить будущего соседа по квартире о тех своих привычках и прочих особенностях, которые могли бы этому соседу помешать. Современному квартиросъёмщику трудно понять, почему эта разумная предосторожность насмешила Ватсона.
Но гораздо удивительнее другое – ни доктор, ни гениальный сыщик ни секунды не беспокоились о том, согласится ли квартирная хозяйка на химические опыты в доме, щенка бульдога и скрипичные концерты. И, похоже, беспокоиться им было правда не о чем: уже на другой день они сняли – по мнению обоих, совсем дёшево – квартиру с двумя удобными спальнями и просторной гостиной. А хозяйка, миссис Хадсон, ещё и завтрак им готовила каждый день!
Людям, подыскивающим съёмное жильё сегодня, остаётся только вздохнуть: «Нет, это не Бейкер–стрит!» – и постараться не слишком завидовать Холмсу и Ватсону. Что уж там говорить о химикалиях и скрипках – сейчас одного щенка бульдога вполне достаточно, чтобы остаться без квартиры. По данным СМИ, в Москве сегодня две трети собственников не хотят пускать к себе жильцов с домашними животными, а в Санкт–Петербурге таких квартировладельцев и вовсе больше 90%.
Это, конечно, вовсе не значит, что большинство москвичей и подавляющее большинство петербуржцев, в отличие от лондонцев, терпеть не могут домашних животных. Просто отечественный рынок жилой аренды, в отличие от британского, например, до сих пор существует в тени. У нас нет многих необходимых для нормального функционирования этого рынка законов и правил, не сложились соответствующие традиции, мало кто исполняет и существующие законы (собственники не желают платить подоходный налог) – и результатом всего этого становится, вполне закономерно, крайне низкий уровень доверия всех участников рынка друг к другу. Съёмщик говорит, что у него воспитанная собака – а вдруг он лжёт? Обещает, в случае чего, возместить убытки – а если не возместит? Лучше просто не пускать с собакой.
Конечно, хотелось бы, чтобы наш рынок аренды как можно скорее стал по–настоящему цивилизованным. Но пока этого не произошло, есть способ частично восполнить тяжёлый дефицит доверия, царящий на этом рынке.
Если вам никто не хочет сдавать квартиру из–за вашей собаки – обратитесь за помощью к опытному риэлтору аренды. Вас собственники квартир не знают и не верят вам – а своего риэлтора знают много лет, он заслужил доверие годами успешного сотрудничества. Профессионал сумеет найти вариант, подходящий и для вас, и для щенка бульдога.
Остались вопросы?